Лесная реформа 2019 года происходит поэтапно: начало ей положено еще осенью 2018-го, а с 01.01.2019 вступили в силу изменения, направленные на сохранение лесов и улучшение их качества. При этом законодатель перераспределил полномочия между федеральным центром и региональными властями. Со второго полугодия 2019 года ЛК РФ дополнят новые положения о лесопользовании и лесоустройстве. Какие изменения внесены в кодекс и как перераспределены полномочия региональных и федеральных властей, вы узнаете из нашей статьи.
Какие новшества призваны сохранить и улучшить леса
Ожидается, что лесная реформа благоприятно отразится на экологии. Среди принципов законодательства в ст. 1 (здесь и далее приводятся нормы ЛК) появились сохранение и улучшение качества лесов (пп. 5 и 6), чему должны способствовать их:
- охрана;
- защита;
- воспроизводство;
- разведение.
Дополнительно в ЛК РФ ввели ст. 6.1, разделив земли фонда на лесные и нелесные. При этом валежник отнесли к недревесным ресурсам, что позволяет населению свободно и бесплатно собирать его для собственных нужд. Однако при этом гражданам, согласно ст. 11, важно соблюдать правила поведения в лесу (о них можно прочесть в другой нашей статье).
Для обеспечения пожарной безопасности законодатель ограничил ширину просек пределами от 10 до 100 метров (ч. 2.1 ст. 53.1). Заниматься лесовосстановлением в силу ч. 2 ст. 62 на основании соответствующих проектов теперь обязаны не только арендаторы участков леса, но и все, кто вырубает деревья.
Это правило не распространяется только на случаи:
- Заготовок древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений:
- для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством субъектов РФ;
- гражданами для личных целей;
- субъектами малого и среднего предпринимательства;
- хвойных пород к новогодним праздникам на основании региональных законов.
- Создания безопасных условий для эксплуатации линейных объектов, изучения недр и разработки месторождений.
Чем обусловлено внесение изменений в кодекс осенью 2018 года
С сентября 2018 года в ЗК РФ внесены поправки, касающиеся публичного сервитута. Они повлекли за собой внесение изменений в Лесной кодекс в 2018 году.
Так, согласно ст. 39.38 ЗК, власти вправе установить публичный сервитут по ходатайству заинтересованного лица, чтобы им на участке:
- были размещены объекты электросетевого хозяйства, водоотводных, тепловых или водопроводных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов;
- складировались строительные и иные материалы, располагались временные (вспомогательные) сооружения, техника для строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры;
- оборудовались пересечения автодорог или железнодорожных путей с ними (на участках в государственной или муниципальной собственности в границах полосы отвода автомобильной дороги) либо между собой (на государственных землях в границах полос отвода железных дорог);
- была проложена автодорога (железнодорожный путь) в тоннеле;
- проводились инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории либо строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Для проведения на участках леса работ по геологическому изучению недр ч. 2 ст. 43 допускает оформлять сервитут вместо аренды.
В силу ч. 2 ст. 26 лесопользователи (в том числе на основании сервитута либо публичного сервитута) обязаны ежегодно подавать лесную декларацию непосредственно в государственные (муниципальные) органы либо через многофункциональные центры.
Как власти перераспределили полномочия
В ЛК РФ с 01.01.2019 впервые введены понятия «проект лесовосстановления» (ст. 89.1) и «проект лесоразведения» (ст. 89.2). При этом право определять их состав и порядок разработки, займутся которой на основании п. 21 и п. 22 ст. 81 власти субъектов, федеральные государственные органы оставили за собой. В остальном объем полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, которые центр делегировал регионам, не изменился.
Кроме того, руководитель Рослесхоза наделен правом:
-
- Вынести региональным правительствам предписание в 30-дневный срок устранить нарушения в выполнении делегированных обязанностей.
- Направить губернатору (президенту республики, председателю правительства субъекта) представление об освобождении от занимаемой должности подчиненного ему руководителя соответствующего органа.
- Указывать перечисленным выше лицам, каким образом исполнять переданные им функции.
Грядущие поправки в области лесопользования
С 01.06.2019 в ЛК вновь произойдут изменения. Так, ранее в нем отсутствуют нормы об основаниях возникновения и прекращения отдельных видов землепользования, теперь же ст. 9 позволит применять к таким правоотношениям положения гражданского законодательства и Земельного кодекса, исключив при этом действие иных нормативно-правовых актов.
Смогут возводить на предоставленных участках некапитальные строения (сооружения) лесопользователи, которые в соответствии с их целевым назначением:
- собирают в лесах пищевые ресурсы и лекарственные растения;
- занимаются сельским хозяйством;
- выращивают лесные плодовые, ягодные, декоративные, лекарственные растения;
- заготавливают и собирают недревесные ресурсы;
- организовали охотничье хозяйство;
- осуществляют рекреационную деятельность.
Также ЛК будет дополнен ст. 74.2–74.4 о договоре безвозмездного пользования лесным участком, который может быть предоставлен из государственных и муниципальных земель:
- под ведение сельского хозяйства для собственных нужд;
- для размещения линейных объектов;
- религиозным организациям для их деятельности.
Указанный договор будут заключать на срок от 1 года до 5 лет:
- На основании заявления.
- Без торгов.
- При отсутствии сведений о гражданине либо организации в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Типовой договор отдельно для каждого вида использования лесов утверждается федеральными органами власти.
Реорганизация лесоустройства
С 01.07.2019 ст. 6, 120–123 определят режим лесов, расположенных на землях, не относящихся к лесному фонду, в том числе:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- обороны и безопасности;
- особо охраняемых природных территорий.
Также положения ЛК:
-
- Закрепят совпадение границ земель лесного фонда и лесничеств (ч. 4 ст. 6.1).
- Предусмотрят возможность формирования на территории последних участковых лесничеств (ст. 23).
- Упразднят лесопарк как единицу управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
- Видоизменят процедуру создания и проектирования лесничеств. Теперь обязательным приложением к соответствующему решению станет подготовленное уполномоченным органом текстовое и графическое описание местоположения границ объектов, включающее перечень географических координат характерных точек их границ или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
***
Таким образом, нововведения потребовались, чтобы избежать противоречий между нормами ЛК и ЗК РФ, сделать лесопользование более простым и доступным, улучшить экологическую обстановку. Вводят изменения в Лесной кодекс поэтапно, чтобы успевать привести в соответствие с ним подзаконные и региональные нормативно-правовые акты. Это позволит не допустить сложностей в правоприменении и исключит пробелы в действующем законодательстве.
***
Благодарим Народный СоветникЪ за информацию.