Сейчас в Крыму вовсю проходят инвентаризационные работы по муниципалитетам. На полуострове выявлено уже более трех тысяч самовольно построенных объектов, и работы, скорей всего, продолжатся еще до первого апреля.
Уже в этом году власти Крыма планируют зачистить 100-метровую полосу в прибрежной зоне (в первую очередь, в Ялтинском районе), а следом — 500-метровую. При этом глава Крыма Сергей Аксенов, судя по всему, взялся за дело крайне серьезно: 16 февраля он отстранил от должности начальника Службы стройнадзора республики Сергея Тимощенко, занимавшего этот пост с декабря 2014 года.
Аксенов написал на своей странице в фейсбуке: «К сожалению, этот господин являлся не начальником, а вольным созерцателем того, как на территории Крыма идет незаконное строительство».
Утром 14 февраля в Москве возобновился снос торговых павильонов, признанных властями незаконными. В список попали 54 объекта общей площадью 19 368 квадратных метров. При этом владельцы 42 строений согласились демонтировать их самостоятельно или при содействии местной префектуры, за что им полагается компенсация в размере от 51 до 55 тысяч рублей за квадратный метр. При этом рыночная стоимость этих объектов выше как минимум в три раза.
Зачистка началась еще год назад, после подписания мэром Москвы Сергеем Собяниным постановления о досудебном сносе самовольных построек.
Первая волна сноса прошла феврале 2016 года — за одну ночь, прозванную ночью «длинных ковшей», правительство Москвы снесло 104 строения. Тогда власти сносили все объекты в принудительном порядке и компенсаций не предлагали, а предприниматели, чьи строения тогда демонтировали, до сих пор пытаются доказать в суде, что их недвижимость не была самостроем, ссылаясь на подтвержденные судами права собственности. Однако Собянин велел им «не прикрываться бумажками, приобретенными явно жульническим путем».
Гай Дилбарян, гендиректор агентства «Правозащита», представляет интересы некоторых пострадавших собственников. С тех пор как постановление городского правительства вступило в силу, только одному предпринимателю удалось получить компенсацию. Эта сумма, по словам Дилбаряна, больше 55 тысяч за метр, но, тем не менее, не может компенсировать понесенные убытки.
Еще два года назад сносить признанные самостроем объекты без решения суда власти не имели права. Однако 13 июля 2015 года в статью 222 ГК РФ о «Самовольных постройках» были внесены правки, прописывающие порядок сноса таких объектов без участия судебных органов. Что примечательно, изначально законопроект никак не затрагивал эту статью — он был необходим, чтобы согласовать с российским законодательством гражданские сделки, которые были заключены в Крыму до 2014 года. Без упоминания 222 статьи он и прошел в конце апреля первое чтение (она появилась только в мае).
3 июля законопроект приняли в дополненном виде сразу и во втором, и в третьем чтениях, причем голосов против и воздержавшихся не было. В ходе обсуждения о 222 статье упоминали только один раз, почти в самом конце. Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, подводя итоги, заключил:
«Первоначально предлагалось урегулировать вопрос самовольных построек именно на территориях этих двух субъектов Федерации (Крыма и Севастополя. — прим. Открытой России), но впоследствии, проанализировав, проработав данный вопрос, мы приняли решение о том, чтобы распространить эту норму, конечно же, на всю территорию России, и это на самом деле правильно».
Тем не менее, нынешнее постановление Москвы о сносе все равно противоречит закону, поскольку соответствующие решения принимают органы местного самоуправления — а это муниципалитеты, но не мэрия. Кроме того, прежде, чем подписать постановление о сносе самовольных построек, муниципальные депутаты должны собрать документы с каждого объекта, изучить их и посоветоваться с жителями.
Однако суды стоят на стороне постановления. По словам Гая Дилбаряна, дела, заведенные после первой волны, неоднократно доходили до президиума Верховного суда и даже до Конституционного суда, а потом возвращались назад и совершали так не один круг.
Адвокат считает, что поддержку должны получить хотя бы лица, имеющие договор долгосрочной аренды.
«Получается, у них договор остался действующим, и он будет действовать еще, допустим, девять лет, а ведь они вкладывали деньги с учетом этого. У этих людей, думавших окупить свою деятельность в долгосрочной перспективе, бизнес уже не выживет. Этот ряд предпринимателей полностью уйдет из малого бизнеса».
Благодаря работе правозащитников вторая волна уже предполагала компенсацию при добровольном сносе, но такую незначительную, что она была способна покрыть расходы разве что на демонтаж. До настоящего времени повысить размер выплат так и не удалось.
Несмотря на то, что поправки в Гражданский кодекс были приняты еще в рамках подготовки так называемого «крымского» законодательства, именно Москва своим примером спровоцировала волну массового демонтажа по России. Вслед за первой волной в феврале 2015 года, зачистки прошли в Санкт-Петербурге, Барнауле, Воронеже, Казани и других городах. Сейчас к массовому демонтажу приступают власти Ростова и Пятигорска.
В Ставрополе и Сочи практика ликвидации самовольного строительства уже стала регулярной. Особенно сильно стараются как раз власти Севастополя: еще год назад в постановление о сносе попало около полутора тысяч объектов.
Гай Дилбарян уже пытается не сопротивляться правительству, а договориться с ним — чтобы выработать более приемлемый механизм взаимодействия, который не вынуждал бы людей массово уходить из бизнеса.
«В конце концов, мы же говорим не о считанном количестве людей, — объясняет Дилбарян. — Мы говорим о практике, ставшей всероссийской».
Софико Арифджанова «Открытая Россия«