Минстрой представил на общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу поправки в Жилищный кодекс РФ, меняющие порядок оплаты отопления жильцами многоквартирных домов.
Основанием для разработки законопроекта стало постановление Конституционного суда России от 10.07.2018 № 30-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 ЖК РФ, абзацев 3 и 4 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением кабмина от 06.05.2011 № 354, далее — Правила) по жалобе С. Деминца.
С. Деминец купил квартиру в новом доме, где все жилые и нежилые помещения были оснащены приборами учета потребления отопления. В многоквартирнике был установлен и коллективный счетчик. По прошествии некоторого времени многие жильцы свои счетчики демонтировали, и управляющая компания стала начислять плату за отопление исходя из показаний общего счетчика. При этом коммунальщики действовали в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства.
Платить по показаниям коллективного счетчика УК заставила в том числе собственников и пользователей тех квартир, в которых индивидуальные приборы учета продолжали функционировать. Сведения о фактическом потреблении тепла, которые представлял С. Деминец на основании своего внутриквартирного счетчика, УК не учитывала, и ему приходилось платить больше. Искать справедливости С. Деминец решил в Конституционном суде.
Так, абзац 4 пункта 42.1 Правил регламентирует рассчитывать размер платы за тепловую энергию в доме, где есть общедомовой счетчик и все жилые и нежилые помещения также оборудованы счетчиками, исходя из показаний индивидуальных и/или общедомовых приборов учета. Во взаимосвязи с абзацем 3 пункта 42.1 Правил это означает, что платить за отопление по факту его потребления могут жильцы только тех домов, в которых во всех квартирах установлены индивидуальные счетчики.
КС РФ считает, что такая ситуация нарушает конституционный принцип равенства, в соответствии с которым у всех лиц одной категории должны быть равные условия для реализации своих прав и законных интересов. Различия, не имеющие разумного и объективного обоснования, не допускаются. Под лицами одной категории в контексте рассмотренной судом жалобы С. Деминца имеются в виду собственники и пользователи жилых помещений в многоквартирных домах, в которых счетчики установлены во всех квартирах и в которых индивидуальными приборами учета пользуется лишь часть жильцов.
В постановлении КС РФ указал, что часть 1 статьи 157 ЖК позволяет рассчитывать плату за коммунальные услуги по показаниям приборов учета, но при этом не разделяет значение индивидуальных и коллективных счетчиков. Это порождает неопределенность, влекущую возможность нарушения конституционных принципов в регулировании данного вопроса Правительством РФ.
Суд предписал законодателю внести поправки в Жилищный кодекс, которыми предусмотреть более справедливый и эффективный порядок расчета платы за отопление.
Законопроект Минстроя разработан во исполнение предписания КС РФ. Документом предлагается новая редакция части 1 статьи 157 ЖК, в которой расчет платы за отопление прописан отдельно от других коммунальных услуг.
После того как вступит в силу закон, принятый по проекту Минстроя, в первую очередь будут учитываться показания индивидуальных приборов учета (при их наличии), а затем — общедомового. Если дом оборудован только коллективным счетчиком, то плата будет начисляться в соответствии с его показаниями с учетом занимаемой плательщиком жилой площади. А если в доме нет никаких приборов учета, то жильцы будут платить исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Ознакомиться с текстом поправок в Жилищный кодекс, которые сделают порядок начисления платы за отопление более справедливым, и принять участие в общественном обсуждении законопроекта Минстроя (оно продлится до 26.11.2018) можно здесь.