Очевидно, что купля-продажа жилого помещения не сводится к передаче из рук в руки ключа от него в обмен на пачку денег. Иначе любой находчивый продавец торговал бы такими ключами вразвес, а покупатели всю оставшуюся жизнь выясняли бы, кто же займет оплаченные метры.
Чтобы человеку, желающему купить жилье, не оказаться в подобном положении, как минимум, нужно знать, из чего состоит сделка по купле-продаже жилого помещения.
Составляем договор
Разумеется, в первую очередь продавец и покупатель должны найти друг друга: по объявлению в газете, Интернете, на заборе или хотя бы рекомендациям знакомых. Но вот встреча состоялась и стороны сделки (те самые продавец и покупатель) пришли к соглашению. Один из них желает расстаться с принадлежащим ему жильем, другой – с определенной суммой денег.
Таким образом, можно сказать, что между ними достигнуто двустороннее и взаимное согласие. Теперь его нужно закрепить на бумаге: что написано пером – не вырубишь топором. Покупателю ведь не нужно, чтобы его «топором вырубали» из свежекупленной жилплощади? Поэтому нужно вооружиться авторучкой, компьютером с принтером или печатной машинкой, несколькими листами бумаги и составить договор купли-продажи.
Кстати, если покупается-продается именно жилое помещение, и продавцу, и покупателю нужно понимать, что же это такое. Во-первых, раз уж оно «жилое», то, значит, предназначено для проживания граждан (п. 2 ст. 288 ГК РФ). С одной стороны, и в гараже тоже можно жить, если выгнать оттуда машину, утеплить, поставить санузел, диван, телевизор и холодильник, но жилым помещением гараж от этого не станет по техническим, санитарным и им подобным правилам (ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). С другой стороны, за место проживания сойдет и гостиница или санаторий. Но нам они в данном случае тоже не подходят, так как предназначены они не для постоянного, а только для временного проживания. Место жительства, согласно ст. 20 ГК РФ, там, где человек проживает постоянно. Во-вторых, ст. 673 ГК РФ гласит: жилое помещение – это квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома. Строительные вагончики, трейлеры, и вечно падающая Пизанская башня среди них не упомянуты: жилое «помещение» – это все-таки недвижимость.
В ст. 550 ГК РФ записано, что договор продажи недвижимости должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа. Продавец и покупатель должны этот документ подписать. Как правило, на практике составляется и подписывается он в трех экземплярах, каждый из которых потребуется в дальнейшем.
Главное, что следует сделать продавцу или покупателю перед тем, как подписать договор – это очень внимательно его прочитать. Поэтому мы рекомендуем потратить немного денег на квалифицированного юриста, который поможет разобраться во всех тонкостях договора.
Тем, кто решил, не имея высшего юридического образования, разобраться во всем самостоятельно, следует знать, что в договоре должны в обязательном порядке быть четко прописаны существенные условия. Без них (даже без какого-то одного из перечисленных ниже!) договор считается не заключенным.
Таковыми являются:
- данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (ст. 554 ГК РФ). Это те сведения, из которых понятно, где квартира или дом находится, сколько там метров, комнат и т.п. Обычно списываются из документов, подтверждающих право собственности (чаще всего – из Свидетельства о регистрации права собственности);
- цена передаваемой по договору недвижимости (п. 1 ст. 555 ГК РФ). Если уж мы что-то покупаем или продаем – надо же знать, сколько мы за это выручим?
- перечень лиц, проживающих в жилом доме, квартире, части жилого дома или квартиры и сохраняющих в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением (п. 1 ст. 558 ГК РФ);
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
Помимо договора, также должен быть подготовлен передаточный акт. Такой акт и продавец, и покупатель должны подписать, как и сам договор (хотя и не обязательно вместе с ним).
Регистрация перехода права собственности на недвижимость
Однако подписанием этих документов дело не ограничивается и сделку (пока что) признать заключенной нельзя. Переход права собственности на недвижимость теперь надо зарегистрировать.
Регистрация, о которой идет речь и которая в данной сделке обязательна – государственная. Она положена по закону (конкретно – по п. 1 ст. 551 ГК РФ, где написано, что государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) подлежит переход права собственности на недвижимость по договору ее продажи. Сам договор купли-продажи жилой недвижимости, заключаемый после 1 марта 2013 года, теперь регистрировать не нужно (ст. 558 ГК РФ). Напомним, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения в некоторые статьи ГК РФ, которыми регулируются правила государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Государственная регистрация – вовсе не формальность. Дело в том, что до момента государственной регистрации жилое помещение, которое продавец желает превратить в чемодан с деньгами, закреплено за ним. У продавца на это помещение есть право собственности. Вот оно-то как раз и записано (зарегистрировано) в ЕГРП. Переход права собственности как раз и регистрируется, чтобы передать покупателю не только помещение, но и право на него: один с ним расстается, другой его приобретает.
Государственной регистрации прав на недвижимое имущество посвящен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Нужно отправляться в Росреестр, где эта регистрация и происходит.
После подписания договора купли-продажи необходимо осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо:
1. Написать заявление о государственной регистрации прав (формы заявлений и образцы их заполнения размещены на официальных сайтах Росреестра, территориальных органах Росреестра, а также имеются в бумажном виде в обособленных отделах территориальных органов Росреестра) (по просьбе заявителя заявление может быть заполнено специалистом, осуществляющим прием документов).
2. Представить лично или посредством почтового отправления заявление о регистрации прав и документы, необходимые для ее проведения, в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимого имущества, права на который заявляются.
Заявителям предоставляется возможность для предварительной записи на представление документов, которая осуществляется по выбору заявителя:
- при личном обращении заявителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет, его территориальный отдел;
- по телефону;
- через информационные киоски;
- через официальный сайт Росреестра, сайты иных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав.
3. Дождаться результата. Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.
Документы должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями и подписями сторон.
Для того чтобы государственная регистрация благополучно состоялась, нужно будет в Росреестр подать следующие документы:
Примерная форма заявления о государственной регистрации права собственности
1. Заявления сторон. Пишутся вручную. Смысл документа – просьба зарегистрировать переход права собственности на недвижимость. Составляется продавцом-покупателем самостоятельно. Если кто-то из них вместо себя направляет, так сказать, заместителя – официального представителя, то такой заместитель должен представить вместе с заявлением нотариально заверенную, оформленную надлежащим образом доверенность. В ситуациях, когда стороной сделки выступает гражданин, признанный судом недееспособным, или ребенок, не достигший возраста 14 лет, его «заместителем» в силу закона будет выступать опекун или родитель (доверенность в этом случае не понадобится).
2. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Сдается в двух экземплярах: подлинник и копия. Подлинник забирается из того места, где платили пошлину. Копия делается на первом попавшемся под руку копире.
3. Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности продавца на отчуждаемое жилое помещение. Такие документы перечислены в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Она называется «Основания для государственной регистрации прав». Правоустанавливающим документом может быть, например, свидетельство о праве на наследство и т.д. Сдается также в двух экземплярах – подлинник и копия.
4. План жилого помещения и документ, содержащий описание жилого помещения, удостоверенные органами по учету объектов недвижимого имущества. В двух экземплярах – подлинник и копия. Должны быть удостоверены органами по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Это поэтажный план или кадастровый паспорт и экспликация.
5. Справка о лицах, имеющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенная должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства. Известна также как выписка из домовой книги. Сдается опять в двух экземплярах – подлинник и копия.
Кроме того, если договор совершен под условием (то есть, если в договоре предусмотрено, что продавец или покупатель, например, должны перед заключением сделки сделать что-то еще – провести ремонт, дератизацию (вытравить грызунов) и т.д., иначе сделка не состоится), то вместе с вышеназванным пакетом документов для государственной регистрации нужно представить еще и документы, подтверждающие выполнение заявленных условий. Тоже в двух экземплярах — подлинники, копии.
Наконец, если сторонами договора являются физические лица, то каждое из них должно предъявить подлинник документа, удостоверяющего личность (паспорт).
Если же в сделке по купле-продаже жилого помещения участвуют юридические лица, то они, помимо всех перечисленных выше документов также представляют в Росреестр:
подлинники (для предъявления) и копии учредительных документов юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями, документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если в деле уже имеются копии названных документов, то можно представить выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица;
подлинники и копии документа, подтверждающего полномочия лица, заключившего договор от имени юридического лица, документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица при проведении государственной регистрации.
Наличие паспорта для представителя юридического лица также обязательно.
Подробный перечень необходимых документов можно найти в Интернете (например: http://www.to77.rosreestr.ru).
Полностью ведомство, где зарегистрируют переход права собственности, называется «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии». На табличке на входе также может быть написано «Росреестр». До конца ХХ века в городах были «Регистрационные палаты по регистрации сделок с недвижимостью», позднее – областные «Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (это для тех, кто будет спрашивать старожилов о том, как пройти-проехать).
Найти, где находится нужное ведомство, можно вот здесь: https://rosreestr.ru/site/about/struct/territorialnye-organy/. Находим свою область на карте, которую украшает заголовок «Территориальные органы Росреестра», кликаем на нее мышкой и получаем адрес и телефоны учреждения, куда и следует нести документы на регистрацию.
Следует учесть, что услуга по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость платная, за нее взимается госпошлина. Сумма госпошлины, которую надо заплатить, прописана в подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, которая называется «Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий». Как правило, сумму госпошлины также указывают на информационных стендах Федеральной регистрационной службы.
Стоимость государственной регистрации права собственности на недвижимость составляет:
- для физического лица – 2000 рублей;
- для юридического лица – 22 000 рублей.
Тем самым Росреестр подтверждает, что состоялся переход права собственности, и это может считаться основанием для того, чтобы в реестре из пункта «владелец жилого помещения такого-то» продавца вычеркнуть и вписать покупателя.
Примерная форма договора аренды индивидуального банковского сейфа
Передача денег от покупателя продавцу
Особый вопрос – как именно происходит передача денег от покупателя продавцу. Если предусмотрена оплата наличными, то участники сделки обычно обращаются за помощью к банку, оформляя, например, договор аренды банковской ячейки.
В любом случае лучше указывать не только цену, но и конкретные сроки и порядок оплаты в договоре.
В договоре должны быть отражены абсолютно все существенные для продавца или покупателя моменты. Поэтому, повторим, юридическая помощь при составлении договора не повредит. Например, если по каким-то причинам право продавца ограничено, то это должно быть отражено в договоре в обязательном порядке. Таким образом, если квартира находится в залоге, а в договоре об этом ничего не сказано, то государственную регистрацию такой договор не пройдет. Или если продавцом стал несовершеннолетний (ребенок до 14 лет), то от его имени договор заключается и подписывается только родителями, усыновителями или опекунами, но не им самим. А вот если продавец и покупатель – несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, или граждане, ограниченные в дееспособности на основании решения суда, то договор заключается (и подписывается) ими самостоятельно с письменного согласия законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Вообще же – и об этом необходимо помнить всегда – каждая ситуация уникальна, и для того, чтобы учесть все возможные нюансы и аспекты каждого случая, лучше всего обращаться за юридической консультацией.
После того, как договор зарегистрирован, сделка заключена, у покупателя, помимо ключей от жилплощади, должны быть на руках следующие документы:
- зарегистрированный в установленном порядке договор купли-продажи квартиры;
- свидетельство о праве собственности;
- передаточный акт.
А у продавца – вырученная от продажи сумма.
Удачных вам сделок!
Примерные формы
(подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):